Программа «Стань отличником» — первые результаты
Месяц назад была запущена программа «Стань отличником!»
Родители, обратившиеся к нам за помощью, четко озвучивали проблемы, с которыми они сталкивались на протяжении полугода школьного обучения.
Дети НЕ ХОТЯТ учить уроки, НЕ МОГУТ самостоятельно решить задачу или выполнить упражнение, нет желания ходить в школу, ответы у доски доводят почти до нервного срыва, это при полной сохранности интеллекта и достаточной развитости когнитивных функций!
Напомню, что речь идёт об учениках начальных классов. Взрослые понимают, что причина этих явлений гораздо глубже, чем просто лень , неумение совершать волевые усилия, отсутствие самоконтроля и дисциплины.
С чего начинается работа по коррекции успеваемости? Для психолога очень важно найти корень проблемы. Сбор информации о состоянии здоровья ребенка, об этапах его развития, о посещении детского сада и другие немаловажные вопросы перемежаются с тестовыми методиками, которые помогают выявить особенности восприятия, внимания, памяти ребенка. Игры-викторины изучают интересы и склонности детей, одновременно расширяя их словарный запас и кругозор.
Да, как это ни странно, чтобы улучшить успеваемость, надо сделать шаг назад! Вернуться к истокам становления учебной деятельности. Это тот самый случай, когда отступая, мы побеждаем! «Ведущий тип деятельности», » зона актуального и ближайшего развития», этапы формирования мышления, последовательность развития и усложнения ВНД…слова знакомые и понятные каждому педагогу и психологу. Что это? А это те ступени роста и развития ребенка, которые присущи всем людям земли, независимо от пола, воспитания, нации и страны проживания. И эти этапы надо пройти последовательно, не форсируя события, не создавая стрессовых ситуаций, при которых нервная система ребенка дает сбой.
Чтобы было понятно проведу аналогию между физическими и умственным развитием. У младенца есть ноги- почему он не ходит? Мы не учим его ходить, потому что ( проговорите свой вариант ответа)…… И мамы это понимают и дают ВРЕМЯ для формирования и укрепления мышц, костей и связок. С мозгом тоже самое! Он есть, количество нервных клеток при рождении остаётся с нами на всю жизнь, а вот качество с возрастом меняется!
ЗРЕЛОСТЬ мозговых структур определяет качество течения всех Психических процессов. Запомнить буквы в три года это не значит ими манипулировать! Механическое запоминание очень сильно отличается от понимания!!! Это важно! Логическое мышление строится на наглядно образном, а не наоборот! Играя , дети примеряют на себя взрослую жизнь, в сюжетно-ролевых играх зарождается способность принимать другие правила. Направленное, произвольное внимание тоже формируется в играх и никак иначе.
Невнимателен, часто отвлекается, нет концентрации, а ребенок должен слушать и слышать учителя. Он не слышит, не усваивает, не понимает…он не «наигрался», не взял от игр тот необходимый запас умений и навыков, не развил свои социальные компетенции, потому и испытывает сложности в обучении.
Вариантов для коррекционной работы не много.
Первый- «зубрить», давать в три раза больше заданий, ужесточить контроль и требования, найти репетиторов. Результат- не заставит себя долго ждать.
Второй — сделать шаг назад, выявить зону актуального развития ребенка, выстроить коррекционную работу, отталкиваясь от того, что ребенок САМ может выполнять именно сейчас! И дальше, двигаться со скоростью ребенка, давая ему задания, повышающие его самооценку, не травмирующие, а укрепляющие его веру в себя .
В этом случае результат стал виден сразу: изменилось отношение к урокам, ребенок стал организован, перестал часто болеть, интересуется тем, что происходит в мире, получает пятерки и вообще, любит школу!!!!
Автор: Ирина Анатольевна Смекалина, ведущий психолог Академии интегративной психологии «Для всех»
Звоните и записывайтесь:
91-75-78 и 91-03 45